Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:37 

Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева. (Часть II)

AlisaCat
Alisa
Первая часть текста Милашиной Ольги находится здесь.

Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:

«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грез, книг, фантазий».


Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:

«- Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всем куда лучше.
- Нет, этому меня не учили! – сказала Герда. – Бабушка – та понимает! Хорошо бы и мне уметь!»




Однако, Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду еще немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.

«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, – она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звезды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов – ей дали и форейторов – красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».


Герда снова отправляется в путь. Однако, «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».

От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности - внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда ее много, она способна разрушить все вокруг.

Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У нее есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «там вечный снег и лед, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!»

Олень у северных народов считается одним из главных магических животных Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отерла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.

«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее, ради осторожности, и подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.

- Так и быть, – сказала она затем, – возьми назад свои меховые сапожки – будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки!» и «Вот тебе еще два хлеба и окорок!»




Еще долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители – Лапландка и Финка поддерживают ее. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила, «написала пару слов на сушеной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь ее, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался». А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю: «В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»

Царство Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега – воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.

«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады». «Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, – слово «вечность».

Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным, разумом.

Хлюпин В.в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет: «У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своем развитии, меняются только персоны. Прилагательное "вечный" в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить "замороженных" родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».

Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]: «Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери».



Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но «Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».


Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала — из сердца, затем – из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера - восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем - способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира.

Герда так радовалась, что «даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков».

У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово - ВЕЧНОСТЬ, Кай становится «сам себе господин». Еще он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но, встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощенных в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «ВЕЧНОСТЬ» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение.

Когда Кай и Герда вернулись домой, «Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»

Вечность - это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забыва­ет о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения.

Финка сказала о Герде: “Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Герда ведет себя как ребенок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств – признак психологически здоровой личности. Она живет полной жизнью, потому что жить – это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль.

Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда - уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их.

Она разрешает себе и поныть: «Ай, я без теплых сапог! Ай, я без рукавиц! – закричала Герда, очутившись на морозе», потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.

Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»;

она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз;

плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами;

плакала, когда на нее напали разбойники;

«смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами»;

Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но, также искренне она проявляет и другие чувства, например,
«Герда прыгала от радости» в красивом цветнике колдуньи;
когда Кай «узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».

Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она

«принялась целовать розы, выросшие на месте ее слез в цветнике старушки»;
«чуть не задушила ворона поцелуями»;
«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как ее глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».




Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что – то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила: «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.

Она не забывает сказать: «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».

Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, ее желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали веселые игры, а «Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»

На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит: «Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»

И у нее есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замерзшем стекле «выглядывал веселый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нем известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать, и знал много информации о различных странах.

Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая – это не фантазии Герды, а реальность.



Герда - сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У нее большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей. А ее теплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.

Автор - Милашина Ольга Георгиевна

Литература, используемая автором для подготовки статьи:
Андерсен Г.Х. Снежная королева.
Белова М., Бисенова Л. Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни (по сказке "Снежная королева").
Василец Т. Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака.
Любимов П. "ЛЕДЯНАЯ ИГРА РАЗУМА" или КАК СЛОЖИТЬ СЛОВО "ВЕЧНОСТЬ"
Резникова К.В. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СЕВЕРНОГО МИФА «ХРОНИКА УРА ЛАНДА»
Самадуров.М.«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ СКАЗКИ.
Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
Штерн А. "СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА" И ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИАЦИИ.

@темы: Психология, Сетевое

URL
Комментарии
2017-07-07 в 17:00 

Лоторо
Марс в фуражке
Читала где-то ещё одну интерпретацию сказки, что она -- суть описание тяги женщины к человеку-аддикту (алкоголику или наркоману), в духе красавицы и чудовища, когда женщина проходит тысячу терниев и в итоге спасает силой любви пропащего. Не одну женскую жизнь такая сказка поломала)

2017-07-07 в 20:10 

Вот за это со школы не люблю критиков. Человек просто написал книгу, а потом набежали какие-то озабоченные и пытаются наделить ее левым смыслом.

2017-07-07 в 20:20 

Лоторо
Марс в фуражке
Не стоит недооценивать мощь архетипов, искусство автора в отражении действительности и влияние литературы на формирование психики)

2017-07-07 в 21:15 

AlisaCat
Alisa
Лоторо, это для Лиги психотерапии на Пикабу перепост. Но у себя тоже оставила.

Сказать что полностью согласна с автором - нет, но взгляд довольно интересный.

URL
2017-07-07 в 23:02 

AlisaCat
Alisa
4ert, амбивалентно-привязанные к автору :)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Обо всем понемногу. Пока так

главная